Достопримечательности Стамбула
Стамбул - крупнейший город, порт, экономический и промышленный центр страны, ее
столица до 1923 года, по-прежнему остается центром культурной и духовной жизни
Турции. Живописно расположенный на берегах Босфора город с многочисленными
постройками византийского и османского периодов, музеями и дворцами, хранящими
сокровища искусств, как магнит влечет к себе туристов.
При Сулеймане Великолепном могущество Османской империи достигает своего
апогея. Великий архитектор Синан преображает Стамбул. Он строит грандиозные
мечети, мосты, дворцы, фонтаны. Стамбул постигает та же судьба, что и всю
Османскую империю, которая постепенно приходит в упадок. На заре XX века
наступает закат этой империи и рождение молодой Турецкой республики. В 1923 году
в качестве новой столицы была выбрана Анкара, но тем не менее именно Стамбул с
высоты своих памятников, покрытых вековой славой, продолжает рассказывать нам
историю своего тысячелетнего прошлого.
Осмотр достопримечательностей Стамбула почти всегда начинается с собора
Св. Софии. Это самое значительное сооружение города. До 1453 года (в течение
916 лет) это была церковь, затем до 1934 года (в течение 481 года) - мечеть, а
после1934 года - музей.
Собор Св. Софии, посвященный божественной Мудрости, - это поистине шедевр
величия и гармонии. На протяжении четырнадцати веков он служил христианству и
исламу, вызывая во все времена восхищение народов Востока и Запада. Первое
сооружение было построено между 325 и 360 гг. по указанию Констанция II, хотя
первый камень в основание собора заложил, скорее всего, его отец - Константин.
После разрушений, причиненных в 404 году пожаром, церковь была
отреставрирована и заново освящена Феодосием II. Но в январе 532 года она вновь
была охвачена пламенем во время мятежа "Ника". Император Юстиниан, вступив на
трон, стал глашатаем православной веры. Чтобы стяжать себе мировую славу, он
предпринял строительство самого грандиозного христианского собора. По преданию,
будущий собор Св. Софии явился императору во сне.
Спустя 32 дня после подавления мятежа на руинах разрушенной церкви началось
строительство, в котором участвовали 100 архитекторов и 10 000 рабочих из разных
стран мира под неустанным наблюдением самого императора.
Те, кто побывал в Стамбуле хоть один раз, никогда не смогут забыть
впечатления восторга и изумления, охватившего их при виде Голубой мечети.
Взметнувшиеся в небо минареты, огромные пропорции, многочисленные купола,
поразительная уравновешенность масс и гармония оттенков цвета с преобладанием
голубого - все это создает уникальный по красоте ансамбль. Вид на эту мечеть с
моста Галата или из бухты Золотой Рог восхитителен.
Голубая мечеть по своим масштабам и великолепию может соперничать лишь с
собором Св. Софии, который возвышается напротив нее. Ее строительство было
начато по велению необычайно набожного султана Ахмеда I, взошедшего на трон в
возрасте четырнадцати лет, откуда и второе название мечети - Султан Ахмед.
Между Собором Св. Софии и Голубой мечетью вытянулась длинная зеленая
эспланада Ат Мейданы, или площадь Ипподрома.
После захвата Константинополя римлянами это место было отведено под лошадиные
бега. Построенный в 203 году н.э. Септимием Севером, расширенный и
усовершенствованный в 325 году Константином, этот ипподром напоминает своими
формами Большой Цирк (Circus Maximus) в Риме.
Составляя 400 м в длину и 120 м в ширину, ипподром мог вместить 100 000
зрителей на 40 рядах сидений. Спортивные команды - Голубые, Зеленые, Красные и
Белые - получили свои названия по цвету одежды возниц. Ипподром был так богат
сокровищами искусства, обелисками, статуями и трофеями, привезенными из других
стран, что Св. Джироламо написал: "Великолепие Константинополя зиждется на
разорении других городов".
Наиболее древним памятником является без сомнения обелиск Феодосия,
монолит из порфира, 25 м высотой, привезенный из египетского храма в Карнаке,
где он был воздвигнут в честь Тутмоса III. Мраморное основание, шести метров
высотой, украшено барельефами.
Другим ориентиром спины (продольной оси Ипподрома) является обелиск
Константина Порфирогенета (Багрянородного), более известный под названием
каменный обелиск. Надпись, сделанная на этом обелиске, сравнивает его с
Родосским Колоссом. Вырезанный из блоков известняка и покрытый некогда
пластинами позолоченной бронзы, он составляет 32 м в высоту и датируется эпохой
Константина VII Порфирогенета.
Дворец, или Сераль, Топкапы - это своеобразный комплекс зданий,
раскинувшихся на одном из семи холмов Стамбула в необычайно красивом месте,
возвышающемся над Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Раньше на этом месте
находился императорский дворец Константина, покинутый и превратившийся в руины
после падения Византийской империи.
Овладев Константинополем, Мехмед II для возведения своего дворца выбрал
место, занимаемое в настоящее время университетом. Однако впоследствии он решил
восстановить прежний дворец, который в дальнейшем получит название Сераля
Топкапы, что означает "Пушечные ворота".
Строительство сераля было начато в 1462 году и завершено в большей своей
части в 1478 году, когда он стал официальной резиденцией османского султана. В
1855 году Абдюл Мечит предпочел перенести свою резиденцию в новый роскошный
дворец Долмабахче, воздвигнутый по образцу пышных правительственных резиденций
Востока.
Мечеть Сулеймана
Мечеть для Сулеймана Великолепного возводил с 1550 по 1557 гг. великий Синан.
Снаружи она имеет четыре минарета, в знак того что Сулейман Великолепный был
четвертым султаном, правившим в Стамбуле, а десять галерей, окружающих мечеть,
указывают на то, что он был десятым султаном Османской династии.
Квадратный в плане интерьер поражает грандиозностью своих пропорций,
строгостью и скупостью декорировки. Над интерьером доминирует огромный,
опирающийся на барабан, купол, 53 м высотой. Освещение поступает из 138 окон,
пропускающих сквозь свои витражи окрашенный свет. Единственный элемент
декорировки - эпиграфы Ахмета Карахисары - знаменитого турецкого каллиграфа XVI
века, и фаянсовые изразцы, расписанные цветами и растительным орнаментом
бирюзового, голубого и красного цвета. Эти фаянсовые изразцы привезены из
Изника, древней Никеи, знаменитой не только своим искусством керамики, но также
и тем, что в ней проходили два Вселенских собора.
Гробница Сулеймана Великолепного
На небольшом кладбище позади мечети находится гробница (тюрбе) Сулеймана,
выполненная, возможно, Синаном. Этот надгробный памятник восьмигранной формы
увенчан куполом, возлежащим на восьми изящных порфировых колоннах.
Здесь покоится султан, умерший в 1566 году в возрасте 71 года, рядом со своей
дочерью Михримах, Сулейманом II и Ахметом II.
В соседнем тюрбе, не менее великолепной формы, покоится прах Рокселаны, или
"Русской", как ее называли по причине ее предположительного происхождения. Она
была любимой женой султана, отвергнувшего ради нее всех своих жен. Он дал ей имя
"Хюррем" - "та, которая смеется".
Большой базар
Большой базар Стамбула, который носит также название Крытого базара (Капалы
Чарши), - это целый квартал со своими куполами, улочками, площадками, двориками
с колоннами, своими восемнадцатью входными воротами, пятью мечетями и шестью
фонтанами. Его площадь составляет 200 000 квадратных метров . Это самый большой
базар в мире.
Рынок находился на этом месте еще в эпоху Византийской империи. В 1461 году
Мехмед II Завоеватель приказал построить первый базар из дерева, который не раз
становился жертвой пожаров. Впоследствии на его месте была возведена конструкция
из камня.
Мост Галата
Мост, построенный в 1835 году султаншей Безми Алем, матерью султана Абдюл
Мечита, был деревянным. В 1877 году его заменили современным железным.
Сейчас мост Галата, длиной 468 м и шириной 26 м, покоится на 22 понтонах. Это
настоящее сердце Стамбула - пестрый, шумный, оживленный, заполненный
лоточниками, рыбаками с удочками и торговцами рыбой. Вокруг множество ларьков и
уютно разместившихся под аркадами закусочных, где подают рыбу и морские
деликатесы.
Каждую ночь с двух до четырех часов мост разводят, чтобы дать пройти судам.
Румели Хисари
Название этой огромной крепости-форта, с которой открывается прекрасный вид
на Босфор, означает "европейская крепость". Турки называют словом "Румели"
европейский берег, а словом "Анадолу" - азиатский.
Три тысячи каменщиков и обжигальщиков извести работали на строительстве этой
крепости, которая была возведена по указанию Мехмеда II в рекордно короткий срок
- три месяца, в 1452 году, за год до взятия Константинополя. Султан, который со
всех сторон оцепил византийскую столицу, хотел с помощью этой крепости
установить контроль за наиболее узким местом пролива Босфор, чтобы
воспрепятствовать помощи, которая могла прийти к осажденным с Черного моря, и
помешать их бегству. Он не только успешно осуществил свой замысел, но
одновременно заставил платить пошлину все суда, готовившиеся пересечь пролив.
Сегодня в летние месяцы, в тени, которую отбрасывают зубчатые стены и башни
крепости, классический театр дает свои представления.
Мечеть Эйюпа
Она считается главной святыней среди мусульман Стамбула и третьей - во всем
исламском мире после Мекки и Иерусалима. Своей известностью она обязана гробнице
знаменосца Мухаммеда - Абу Эйюна Ансори, погибшего в 669 году во время первой
осады города мусульманами и погребенного на поле брани.
Существует предание, что в момент осады города в 1453 году Мехмед II увидел
во сне место захоронения Эйюпа; последующие раскопки подтвердят вещий сон
султана. Он решил воздвигнуть здесь грандиозную мечеть, которая с тех пор стала
местом поклонения и паломничества для всех правоверных мусульман. По случаю
восшествия султанов на трон здесь проходила торжественная церемония вручения
новому властелину меча Османа - символа власти калифата.
С наружной стороны мечеть - совершенно белая, а внутри ее стены покрыты
фаянсовыми изразцами, расписанными красными и желтыми цветами по голубому фону.
Мечеть облюбовали цапли, аисты и голуби, которые гнездятся под арками двора